Отголосок древних времён

Главная \ О нас \ СМИ и публикации \ Отголосок древних времён
Отголосок древних времён
Исследоваия краеведа Валерия Овчинникова 
СТОЛИЦА ПОВЕТЛУЖЬЯ 
находят практическое подтверждение.

Вот рассказ нашего земляка Андрея Смирнова, опубликованный в районной газете "Ветлужский край" -

Долго думал, с чего начать повествование об удивительном, интереснейшем открытии, сделанном нашим земляком в окрестностях Шарьи, и решил сначала написать о своей мечте. Как любой мальчишка, я зачитывался приключенческой литературой, правда, больше всего меня увлекала историческая сторона событий. Особенно нравились книги о древней Руси и людях, населявших просторы нашей Родины в глубокой древности. Всегда поражало обилие племён и народностей, из которых в конечном счете и состоялся наш Великий Русский народ.Ещё тогда, в детские годы, стал меня волновать вопрос: «Кто мы, когда пришли в наш родной край наши предки-славяне и жил ли здесь кто-то до них»?
Из научно – исторической литературы выяснил, что и до колонизации Поветлужья славянскими племенами здесь кипела жизнь. Тогда сам собою стал вопрос: а что за народ населял конкретно наш район и местность, где теперь находится город Шарья? Нигде не отмечено, что на его территории или в окрестностях расположен какой-либо археологический памятник. Хотя совсем недавно попалась на глаза заметка в «Костромской старине», выпуск № 2, 1892 год: «есть небольшое, но интересное, хотя и сомнительное утверждение, что в Ветлужском уезде Н. Шангской волости около ....... озера «находится курган, имеющий форму продолговатого треугольника». (Я нарочно пропустил название этого озера, чтобы удержать от соблазна наших многочисленных «чёрных» копателей).
Повзрослев, я не забыл о детской мечте найти следы народа, освоившего наш край в дохристианскую эпоху. На помощь пришел компьютер, а затем и Интернет. Конечно, были прочитаны труды наших краеведов. Да, в них были упомянуты археологические раскопки Ветлужских городищ. Но все они находятся на значительном удаление от Шарьи, а ведь известно, что через территорию будущего города проходил старый мерянский торговый тракт и какие-то следы существования древних жителей, несомненно, должны были остаться. И они, конечно, есть. Названия рек, озёр, населённых пунктов носят след народа, жившего в здешних местах. Угро-финские племена, а точней - одна из ветвей угро-финских народностей – черемисы. Это название одного из марийских племен, которое соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Чем занимались марийцы в те далёкие времена: охота на пушного зверя, бортничество. Наряду с пушниной мед был основным предметом марийского экспорта. У марийцев не было городов, получили развитие только деревенские ремесла. Металлургия из-за отсутствия местной сырьевой базы развивалась за счет переработки привозных полуфабрикатов и готовых изделий. Тем не менее, кузнечное ремесло в IX — XI вв. у марийцев уже выделилось в особую специальность. Изготовление одежды, обуви, утвари, некоторых видов земледельческого инвентаря осуществлялось в каждом хозяйстве в свободное от земледелия и животноводства время. На первом месте из отраслей домашнего производства - ткачество и кожевенное дело. Сырьем для ткачества служили лен и конопля.Самым распространенным изделием из кожи была обувь.
Несомненно, что древние марийцы были язычниками. Каким они представляли мир, окружавший их? Согласно языческому пониманию, структура Вселенной состоит из трех миров: верхнего, светлого (Юмо), земного, человеческого и нижнего, темного (Ю). В земном бытии человека отражается борьба светлого и темного миров. Человек стремится восстановить целостность мира, магически слиться с природой. Для этого и происходили моленья в священных берёзовых рощах. Там возможна связь миров, общение с Богами и предками, темные силы отступают, теряется их негативная энергия. Жертвенный огонь символически связывает человека с высшими силами. Марийское языческое мировоззрение миролюбиво, и призывает жить в согласии с природой, другими людьми и народами.
Итак, знакомство с аборигенами (в самом хорошем смысле) здешних мест состоялось. Но пока оно оставалось на уровне знаний, почерпнутых из тех или иных источников, а хотелось увидеть реальные свидетельства жизни древнего племени. Прошло много времени, прежде чем и эта часть мечты смогла осуществиться. Наступил 2013 год, юбилейный для нашего города и именно в мае этого года мне посчастливилось не только увидеть и подержать в руках предметы быта, ювелирные изделия и оружие воинов, но и принять в описываемых ниже событиях непосредственное участие.
Много среди наших жителей людей, увлечённых собирательством предметов старины, и это замечательно. Ведь каждая старинная вещь заставляет задуматься: зачем и почему она была сделана. Найденная монета вызывает интерес к году её выпуска и к тому времени, когда она имела хождение, старая пуговица пробуждает любопытство, кто и на каком мундире её носил. Таким образом, каждый для себя открывает одну из страничек нашей общей истории.


зубовс

Мне всегда нравится разговаривать с увлечёнными людьми, ведь это неистощимый источник полезной информации. Вот и в мае этого года, услышав разговор двух молодых ребят о старых деревнях нашего района, я присоединился к обсуждению. Разговор плавно перешел на город и его историю. Поведав ребятам о старом торговом тракте, высказал сожаление, что на территории города никогда не велись раскопки и нет никаких вещественных доказательств ее древнего прошлого. На что мой новый знакомый рассказал о найденных им в окрестностях города странных украшениях из металла и старых железных копьях. Во мне словно что-то щёлкнуло. Вот оно - то недостающее звено. Мой товарищ оказался неравнодушным к прошлому нашего города и района человеком. Он согласился показать находки, и я своими глазами увидел вещи, словно сошедшие с иллюстраций книги «Археология Костромского края». Обсудив все возможные варианты, он дал согласие сообщить о находке в наш краеведческий музей. Дальше события пошли по нарастающей.
Посетители музея хорошо знакомы с выставкой «Черемисы – коренное население Поветлужья». Выставка даёт массу познавательного материала: украшения прошлого века, костюмы с ручной вышивкой - и всё это красиво, с любовью оформлено. Поэтому вопроса, куда обратиться по поводу находки, даже не возникало. В музее замечательный коллектив специалистов, готовых внимательно выслушать, помочь советом. Так было и в мае этого года. Наталья Юрьевна Шабалина , директор музея, со всей серьёзностью отнеслась к находке и оперативно передала данные в Костромской государственный Историко—архитектурный и художественный музей-заповедник. Научная комиссия, собравшаяся по поводу поступивших из нашего города материалов, приняла решение направить в Шарью археолога, старшего научного сотрудника отдела хранения ОБГУК Вячеслава Сергеевича Баринова.
Насколько мне известно, наш город посетил аж в 1927 году известный советский учёный, археолог и палеонтолог И. А. Ефремов. Но его цель была несколько иная. И вот, спустя почти 90 лет к нам едет ученый-специалист, чтобы на месте дать профессиональную оценку предметам древнемарийской культуры. Находки произвели на нашего гостя сильнейшее впечатление. Вывод был однозначен: «Это событие как для города и района, так и для области в целом». Ведущий сотрудник Костромского музея-заповедника покидал Шарью в приподнятом настроение от увиденного, обещав нам в ближайшее время вернуться в составе расширенной экспедиции. 

проф1

Он побывал у нас в июле, а в августе к нам прибыл научный десант, состоящий из учёных Костромы и Марийского научно-исследовательского института. 

Вот заключение, оставленное компетентными специалистами после знакомства с находками и выездом на место их обнаружения.

В краеведческий музей г. Шарьи летом 2013 года поступили изделия из цветного металла, обнаруженные в районе места (дабы избежать нездорового интереса место находки просили не оглашать), расположенные в 11 км от г. Шарьи. Находки и место находок были осмотрены археологами Марийского научно-исследовательского института: доктором исторических наук Т.Б.Никитиной, кандидатом исторических наук А.В.Михеевым и лаборантом отдела археологии Т.Б. Кувшинской. По предварительным наблюдениям, данные находки происходят с древнемарийского могильника 9-11 вв. Памятники этого времени представляют значительный интерес для изучения истории Поветлужья, которое является полиэтничным регионом. В эпоху раннего средневековья территория Поветлужья была населена марийскими племенами (черемисы), имеющими яркую самобытную культуру. Памятники 9-11 века содержат также материалы, по которым возможно проследить первые контакты марийского населения с русскими и изучить наиболее ранние проявления древнерусской культуры в Поветлужье. Эти материалы представляют огромный интерес не только для региона Поветлужья, но и для широкого круга российских и зарубежных ученых и культурологов. Особенно значителен интерес к этой теме у исследователей Венгрии и Финляндии. Аналогичные могильники раскопаны Марийской археологической экспедицией в Ветлужском («Черемисское кладбище») и Шахунском («Веселовский могильник») районах Нижегородской области. Раскопки на соседних территориях показали, что памятники подобного типа содержат большое количество украшений из цветного металла, орудий труда (топоры, ножи, шилья и т.п.) и оружия (наконечники стрел, копий и т.д.), которые могут быть использованы для формирования фондов и экспозиций по древней истории края в музее г. Шарьи. Рядом с местом предполагаемого могильника обнаружено поселение эпохи каменного века (4 тыс. до н.э.) со следами 4-х жилищ древнего человека. Историческая экспозиция, отражающая различные этапы истории региона будет активно использована для проведения уроков истории с учащимися г. Шарьи и позиционирования Шарьинского района как региона с древней историей и культурой.
К сожалению, территория, на которой расположен могильник, сильно пострадала от любительских раскопок, которые производились на нем в течение нескольких лет. Необходимо изучение памятника в ближайшее время.
В процессе работы на могильнике целесообразно провести археологические исследования берегов р. Ветлуги, которые, без всякого сомнения, позволят выявить памятники древней истории и культуры в Шарьинском районе.

Зам. директора МарНИИЯЛИ,
доктор исторических наук Т.Б.Никитина


раск-1

От себя хотел бы добавить одно интересное свидетельство по поводу стоянки людей каменного века: «Семён Тимофеевич Казаков с улицы Кутузова при копке колодца на личном участке поднял из земли (с его слов) бивень мамонта. Находка была сделана в 50 -х годах. Бивень был им сдан, но кому и когда, к сожалению, не известно. Записано со слов жителя г. Шарьи – Смирнова Анатолия Львовича. Ему об этом рассказал его отец».

Такие вот удивительно интересные события происходили в нашем городе этим летом. Всем участникам из Шарьи, Костромы и республики Марий-Эл огромное спасибо за их стремление превратить наш город не только в культурный центр, но и город с большим историческим прошлым. Надеюсь, на этом история не закончится и впереди нас с вами ждут ещё более захватывающие открытия.

P. S.
В порядке дополнительной информации хотелось бы сказать несколько слов о республике Марий-Эл. Как вы поняли, с марийцами нас связывает многовековая история. Были на протяжение этих веков и кровавые, полные драматизма события, была вражда и притеснения как с одной, так и с другой стороны. Но были и светлые страницы помощи и взаимовыручки в отношениях марийцев и жителей Костромской губернии.
Как свидетельство, приведу текст листовки Костромского губкома РКСМ во все уездкомы об оказании помощи голодающим Марийской области от 19 ноября 1921 года.
Всем уездкомам Р. К. С. М.
В порядке боевого приказа
Положение голодающих местностей Республики требует от нас наивысшего напряжения в деле помощи голодающим. Признание советским правительством царских долгов явно указывает на наше тяжелое положение.
В Кострому прибыли сотни голодных детей. К нашей губернии прикреплена для прокормления голодная Марийская область. Момент требует максимального напряжения всех сил Союза.
На заседании Бюро Губкома постановлено: Костромская губернская организация с 25 ноября по 25 декабря с. г. обязана собрать в пользу голодающих детей Марийской области не менее ста пятидесяти миллионов руб.
Губ. Комитет предлагает каждому укому Р. К. С. М. собрать в своем уезде не менее 15 миллионов руб., каковые обязательно к 1 января 1922 г. прислать с нарочным в губком Р. К. С. М. для передачи в губкомпомгол.
Способами сбора губком рекомендует: митинги, субботники, спектакли, вечера, обложение, подписные листы, аукционы и все пр., что может сделать ваша организация. Особенное внимание обратите на сбор в деревне.
Собирайте также продукты и вещи, которые сдавайте в уездные комиссии пом. гол., а вместе с деньгами шлите в губком доклад о точном количестве собранного за время с 25 ноября по 25 декабря.
В подарок к новому году голодным детям Марийской области костромская молодежь должна дать не менее 150 млн. руб. Поэтому ни в коем случае не опаздывайте с присылкой денег.
Уком, собравший наибольшую сумму, заносится на Красную доску в печатных органах Центрального и губернского комитетов Р.К.С.М.
Поэтому не ограничивайтесь только 15 миллионами!
Еженедельно телеграфируйте в губком о ходе обора.

Ответственность за неисполнение настоящего приказа ложится на работающих в уездах членов губкома и на ответственных секретарей укомов (отметка в парт, и союзн. билетах и черная доска в печати).
С твердой уверенностью в успешном и блестящем исполнении возложенной задачи и с коммунистическим приветом.
Ответственный секретарь губкома: П. Невский
И. Чистяков Н. Смирнов 
Члены бюро губкома: И. Иванов
Ф. Шамахов Н. Габелев К. Кузьмин


билет-1 митинг1 
На фото:
1. Билет денежной лотереи, устроенной губкомом РКСМ для оказания помощи голодающим детям Поволжья.
2. Представители 3-го детдома, организованного для детей Поволжья на средства, собранные организацией РКСМ, приветствуют молодёжь в Международный юношеский день. Сентябрь 1923 года
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.
Прими участие!

Наш специалист свяжется с вами в течении 10 минут

Адрес нашего офиса:
Костромская область, г. Шарья, пер. Водопроводный, д. 5
Наверх
Костромская область