Выйдет ли третий сектор на первый план?

Главная \ О нас \ СМИ и публикации \ Выйдет ли третий сектор на первый план?
Выйдет ли третий сектор на первый план?

Выйдет ли третий сектор на первый план?

 

 

Как-то давно, в одной публикации про итоги президентских выборов, я безрезультатно искала цифры проголосовавших в нашей, Костромской области, пока внизу не обнаружила сноску, «кроме регионов, электорально не значимых». Что ж, с этим трудно спорить. Население Костромской области, всей, вместе с областной Костромой, если верить Википедии,  составляет 643 324 человека.  По сравнению с Москвой, где живут более 12 миллионов человек, это капля в море, статистическая погрешность. Дальше, общаясь с одним крупным московским экспертом в области развития регионов, услышала от него  фразу: «В городе, где нет населения в 300 тысяч человек,  жизни нет». Собственно, на этом всё.

Жители регионов, назначенных быть депрессивными, малых городов, поселков, деревень, думаю, перестали питать иллюзии относительно своего будущего. И хоть тушкой, хоть чучелком покидают родные пенаты. Чаще всего, сначала посылаются учиться дети с твердым посылом «зацепиться». Потом постепенно вслед за ними устремляются родители. Глобализация по-русски. Эту тенденцию переломить уже не удастся? А что же делать тем, кто по той или иной причине «где родился, там и пригодился»? Кто не может или не хочет сниматься с насиженного места?  Могут ли они как-то повлиять на улучшение условий жизни в своем поселке, благоустройство своей  улицы, организацию мероприятий и праздников не только силами местной самодеятельности, обустроить среду вокруг себя красиво и современно, а не украшать детские площадки лебедями из шин?

Да, могут. Примеры, когда жители малых городов и сел понимают, что можно и нужно проявлять инициативу, самим определять приоритеты развития их поселений, появляются всё чаще. И что радует, государство в этом случае на стороне граждан. Если взглянуть на количество заявок, поданных в Фонд Президентских грантов, растущий от года к году, можно обнаружить, что и для жителей малых городов и сел этот инструмент становится все более доступен.  Грантовая поддержка проектов гражданских инициатив находит понимание на всех уровнях – от федерального до регионального, и занимает важное место в процессе развития в стране гражданского общества.

Одним из важных ресурсов, обеспечивающим рост количества НКО в регионе, является наличие Ресурсного центра, сопровождающего общественные организации, инициативные группы. Ресурсные центры оказывают имущественную, информационную, методическую поддержку некоммерческим организациям, предоставляют юридическую, бухгалтерскую помощь. Статус НКО позволяет принимать участие в получении грантовой поддержки на реализацию общественных инициатив, как правило, нацеленных на решение наиболее острых проблем, волнующих население. Показательный пример этого – развитие Городского парка не только как места отдыха для жителей, но и как площадки для осуществления современных городских проектов, реализации интересных идей.

Таким образом, именно некоммерческие организации могут стать сегодня одним из ресурсов развития территории, населенного пункта, стать партнером государства в решении социальных и других задач.

А теперь давайте сравним, какие из регионов  наиболее часто используют ресурс привлечения возможностей НКО, некоммерческих фондов, участвуют в привлечении грантов в свои муниципалитеты.

Лидером по количеству полученных грантов в 2017 году стал Красноярский край.  В Москве расположены офисы федеральных и межрегиональных организаций, они подают много проектов, у них есть профессиональные кадры, умеющие готовить заявки. Соответственно, у них бюджет выше бюджета региональных проектов, что и объясняет, почему организации из Москвы в среднем получают гранты большего размера, чем из других территорий.. В том же 2017 году Костромская область с помощью НКО привлекла в экономику региона более тридцати миллионов рублей. Кроме областной Костромы второй по значению вклад в копилку области сделала  Шарья, получив порядка двух  миллионов в виде грантов.

Создание условий для передачи некоммерческим организациям части государственных функций считается сегодня приоритетной задачей власти. В частности, за ближайшие 5 лет планируется передать НКО порядка 20% государственных функций в сфере социального обслуживания. Причина проста, именно общественные организации, выросшие из сообщества людей, объединенных вокруг решения социально значимой темы, наиболее эффективно, оперативно и бюджетно способны эту тему развивать. В связи с этим необходимо не только развивать профессионализм и эффективность НКО, но и работать над увеличением их числа, поскольку на некоторых территориях сегодня таких организаций катастрофически мало. Почему важно, чтобы их стало больше, только ли привлечение грантовых денег значимо?

кубы_истории_2

 «НКО способны стать фабриками социальных инноваций. У них есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. Они способны заполнить только образующиеся ниши, поскольку у них есть личная мотивация, заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Поэтому именно они продвигают инновации, которые потом становятся обычной практикой», - сказала  директор Агентства социальной информации Елена Тополева. С этим невозможно поспорить. Именно с подачи активистов НКО, попробовавших в свои силы в решении частных проблем, стал набирать силы и вес  комплексный подход к развитию территорий.

При комплексном подходе акцент делается уже не только и не сколько на изменение городской инфраструктуры, решение социально значимых задач. Процесс воссоздания и оживления городского пространства малых городов рассматривается сегодня в контексте вовлечения местного населения в культурные практики.

Формирование комфортной городской среды через улучшение общественных пространств рассматривается сегодня Правительством Российской Федерации в качестве одного из национальных приоритетов. Создание комфортной среды в малых городах и исторических поселениях — сложная социальная задача, которая должна решаться совместными силами государства, городских сообществ и деловых кругов.

Особую актуальность она имеет в малых городах, имеющих меньший потенциал развития по сравнению с мегаполисами.

Весной 2018 года прошел Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, учредителем которого стал Минстрой России, на который было представлено 455 заявок из 82 регионов России, в финал вышли 198 проектов из   66 регионов. Победителями стали 80 проектов из 44 регионов. Из 4 заявок, поданных субъектами Костромской области в финал конкурса вышла 1 из Галича, «Галич, город трех крепостей», но победителем не стала. Для сравнения, Татарстан подал 23 заявки, 14 из которых стали победителями конкурса и привлекли в регион сотни миллионов рублей.

Как сказано на сайте конкурса: «Целью является поддержка проектов по созданию привлекательных городских пространств, способствующих повышению качества жизни, привлечению в город посетителей, развитию индустрии услуг. Реализация проектов, выбранных в ходе конкурса, должна способствовать началу процесса устойчивого развития комфортной городской среды, способной обеспечить и поддерживать культурные, визуальные, пространственные, а также социально-экономические связи.

Участвовать в конкурсе могут «малые города» с численностью до 100 000 человек включительно, а также исторические поселения федерального, регионального значения за исключением административных центров и городов Федерального значения.

Чтобы принять участие в конкурсе, муниципальному образованию необходимо подать на рассмотрение Конкурсной комиссии проект создания комфортной городской среды, включающий комплекс мероприятий по благоустройству одной или нескольких взаимосвязанных территорий общего пользования (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков и иных территорий)».

В начале зарождения НКО как третьего сектора экономики некоммерческие организации и обществом, и властью воспринимались как нечто непонятное и чуждое. Сегодня уже не требует доказательств тезис, что сотрудничество институтов власти и гражданского общества способствует укреплению в регионах социальной стабильности,  общественных инициатив, развитию местных сообществ. И само сотрудничество выходит на новый уровень. Ставит новые задачи. От эффективности решения которых напрямую зависит жизнь в регионе. И  на слова московского эксперта, утверждающего, «где нет 300 тысяч населения, там жизни нет», можно с уверенностью возразить - жизнь есть там, где есть  взаимодействия между государством, бизнесом и НКО, поиск точек пересечения в их социальной повестке и совместная реализация проектов и инициатив, имеющих наибольшее значение для целей развития общества.

Сложение сил и ресурсов власти, некоммерческого сектора и общества приумножает эффект от реализуемых проектов. Доверие и сотрудничество граждан, власти и НКО формирует социальный капитал территории, а значит, двигаясь в этом направлении, мы можем не только постараться сохранить наш город, но и сделать жизнь в нем такой, чтобы никуда не хотелось из него уезжать.

Диана Лукачёва

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.
Прими участие!

Наш специалист свяжется с вами в течении 10 минут

Адрес нашего офиса:
Костромская область, г. Шарья, пер. Водопроводный, д. 5
Наверх
Костромская область